Конспект НОД по рисованию в старшей групп

Конспект НОД по рисованию в старшей групп

Конспект НОД по рисованию в старшей группе.

Тема: «Морской пейзаж».

Задачи:

Познакомить детей с  творчеством  художника-мариниста И.К.Айвазовского.

Развивать у детей способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение.

Прививать  чувство  любви  к  музыке,  живописи.  Продолжать формировать представления детей о пейзаже, как жанре живописи.

Обогатить словарь детей терминами: «марина», «маринист», «штиль».

Показать, как можно использовать влажные салфетки для создания образа облаков.

Развивать творческую активность, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность. Развивать  воображение.

Оборудование: репродукции картин И.К. Айвазовского, фотографии с видами моря, аудиозаписи «Шум моря. Прибой. Чайки.»;  А.Вивальди «Буря на море»; гуашь белая, кисти круглые малярные №3, влажные салфетки, бумажные салфетки, баночки с водой.  

 Ход занятия:

Ребята, давайте с вами сегодня вспомним лето, когда вы куда-нибудь ездили отдыхать. Кто-то из вас ездил на море. Понравилось вам на море? Вспомните, что вам больше всего запомнилось? Каким вам запомнилось море?

А давайте мы на нашем корабле отправимся на прогулку по морю. Дети садятся перед экраном, на котором фотография с видом моря.

Воспитатель читает стихотворение:

Море бывает разным,
Черным бывает и Красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.

В этом стихотворении говорится о том, что море бывает черным и бывает красным. Что имел ввиду автор? Кто-нибудь знает, здесь говорится о цвете или о чем-то другом? Да, это названия морей. Но это совсем не значит, что вода в них черная или красная.

А давайте послушаем море! (Включается запись «Шум моря».) Что вы слышите? (Шум волн, крики чаек.)

Море  бывает  разного  цвета. Как вы думаете, отчего это зависит?  (От  времени  суток,  освещенности,  погоды,  глубины.) Давайте  посмотрим  на  фотографии моря,  которые  я  вам  приготовила. На  них  изображено холодное море,  теплое,  тихое,  спокойное, бурное, глубокое, вечернее, ночное. Что вы можете сказать о море, какое оно? (Красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное, широкое, глубокое, от края до края, синее, голубое, шумит, на море волны.)

Ребята, море никого не оставило равнодушным, кто хоть однажды его увидел. 

Море  всегда  производило  на  людей  большое  впечатление  своим  могуществом,  бескрайностью и  красотою. Вот так и великий русский художник Иван Константинович Айвазовский влюбился в море. Он написал  несколько тысяч картин, и все они про море! Давайте полюбуемся некоторыми его картинами. (Дети   смотрят  на  экран с  репродукциями  картин  и  портретом Айвазовского,  рассматривают их). Мы можем видеть море  спокойным, тихим. Такое состояние называется штиль. В ясный солнечный день и ночью, при свете луны, в шторм, при закате солнца. Посмотрите, как по-разному выглядит море.

Ребята, а к какому жанру живописи мы отнесем картины Айвазовского? Да, это пейзажи, морские пейзажи. А еще морские пейзажи называют «маринами». Женское имя Марина переводится как «морская». Художников, рисующих  море, называют «маринистами». И. К. Айвазовский – самый известный в мире художник-маринист.

И как замечательно художнику удается показать характер моря. А характер у моря не всегда спокойный и ласковый. Посмотрите на картину Айвазовского «Волна». Посмотрите, какая буря разыгралась! Какая огромная волна надвигается на людей, оставшихся в живых с затонувшего корабля! Люди кажутся такими маленькими и беззащитными перед грозной стихией.

Какого цвета небо на картине? (Темное, почти черное.) Здесь вообще трудно разглядеть небо, т.к. волны огромные. Все слилось в какое-то бушующее, ревущее пространство! А волны «ревут, кипят и пеной блещут»! Какие краски использовал художник для изображения моря? (Зеленоватые, светло-коричневые, синие, серые, фиолетовые, в кружеве белой пены.) Каких оттенков больше на картине: теплых или холодных? (Холодных.) Какие чувства возникают у вас при рассматривании этой картины? (Тревоги, страха, отчаянья, ожидание несчастья, ужас даже. Кажется, что людей вот-вот поглотит морская пучина…) Да, с морем шутки плохи. На старинных парусных суднах было очень опасно плавать.

 - Видим ли мы трагический конец в этой картине? (Нет)

- Что может произойти дальше? (Ответы детей)

Во время высказываний детей  делаю акцент на позитивный исход.

Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря...(Показываю картину «Облака над морем. Штиль.»)

Дети, композиторы тоже могут передать  настроение  моря. А чтобы  убедиться  в  этом, я  предлагаю  вам  внимательно  послушать,  как  изобразил бурю на море очень известный итальянский композитор Антонио Вивальди. (Дети прослушивают отрывок из произведения  А.Вивальди «Буря на море»).

Что вы чувствовали? (Напряжение, страх, волнение, тревогу).            

Удалось ли композитору изобразить настроение моря?

Каким  вы  увидели  море  с  помощью  этой  музыки? (Вначале бурное, бушующее, неспокойное, а в конце море успокоилось, стало тихим.)

Похожи ли по настроению картины Айвазовского и музыкальное произведение Вивальди? (Да, они созвучны).

 Теперь  мы  можем  с уверенностью  сказать, что  художники  показывают  различное  состояние  моря  с  помощью  цвета, а композиторы  с  помощью  музыки, мелодии, звуков.

Динамическая пауза «Прогулка к морю»

Что мы видим на просторе?
(Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль)

Волны плещут в Черном море.
(Волнообразные движения руками с покачиванием туловища)

Вот и мачты кораблей.
(Встать на носки, вытянуть руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!
(Приветственные махи руками)

Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
(Ходьба на месте)

Что-то жарко стало, братцы,
Не пора ли искупаться.
(Обмахивание руками)

Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Гребем руками и ногами.
Кто угонится за нами?
(Имитация плавательных движений)

Все. На берег вылезаем
И на песочке отдыхаем.
(Сесть на ковер)

Ракушки ищем мы в песке.
Их сжимаем в кулаке.
(Наклоны из положения сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака.)

Дети, понравились  вам фотографии и  репродукции  картин с изображением  моря? А хотите  почувствовать  себя  маринистами? РебятаМы с вами видели, что вода в море бывает синяя, а бывает голубовато-зеленоватой. Поэтому мы можем добавить в синюю краску чуточку зеленой. Краску можно добавлять прямо на лист и быстро-быстро размазывать. А потом можно еще нарисовать пенные белые «барашки». Для этого нужно набрать на кисть белую гуашь и сделать быстрые вращательные движения. (Показываю.) Можно изобразить только море, а можно и небо над ним. Кто помнит, как называется волшебная линия, которая соединяет небо и землю, а в нашем случае небо и воду? (Линия горизонта). А на небе облака можно сделать таким способом: берем влажную салфетку и убираем лишний слой, «смываем» (Демонстрирую).

Дети рисуют под спокойную мелодию.

Когда работы подсохнут, мы  разложим свои «марины» на полу, полюбуемся морскими видами и «пустим плавать» кораблики, которые дети сделали накануне  в технике оригами.

                                                                            

 

 


Автор:  Резникова Л.